Исследователь Исследователь

Исследователь
  
новости  |  о проекте  |  карта сайта  |  форум  |  подписка на новости
Разделы сайта

Другие материалы
ПРАКТИКА
Версия для печати

Проектная и исследовательская деятельность в рамках предметов базисного учебного плана


Чиркова Елизавета Константиновна, директор средней общеобразовательной школы № 775, г. Москва

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой

Средняя общеобразовательная школа № 775 — муниципальное образовательное учреждение. В школе обучаются дети из разных социальных слоёв, многих национальностей и с неодинаковым уровнем учебной мотивации. На протяжении 10 лет в рамках создания адаптивной модели идёт целенаправленная работа по совершенствованию организации и содержания образовательного процесса.

На первом этапе работы были открыты классы коррекционно-развивающего обучения, гимназические классы и классы, спрофилированные на вуз. Начальная школа перешла на работу по системе развивающего обучения Л. В. Занкова.

Однако спустя некоторое время стало ясно, что этих мер недостаточно. Требуется новый подход к организации занятий, направленный не только на обучение, но и на развитие учащихся. В рамках работы над методической темой «Профессионализм, мастерство и творчество учителя как основа личностно-ориентированного подхода к организации учебно-воспитательного процесса» были изучены различные образовательные технологии, рассмотрены возможности их применения в условиях нашей школы.

Пять лет назад мы обратились к проектной деятельности учащихся, которая позволяла обеспечить достаточно высокий уровень самостоятельности и творческой активности ребят. Мы отталкивались от убеждения, что знания и умения становятся прочными только при условии, когда они добыты самостоятельным трудом.

Первоначально, как и большинство школ, организующих проектную деятельность, мы занялись разработкой внеурочных долгосрочных и среднесрочных индивидуальных и групповых проектов. Но, анализируя эту работу, обратили внимание на то, что, во-первых, ею заняты в основном высокомотивированные дети, которые на тот момент составляли около 25% от общего числа учащихся. Мы же хотели охватить как можно большее количество ребят. Во-вторых, проектная деятельность, осуществляемая после уроков, вызывала значительную перегрузку учащихся, а также создала определенные технические трудности: школа работает в две смены, нагрузка учителей составляет 1,5-2 ставки. В-третьих, появилось противоречие между системой взаимоотношений на уроках, которые остались традиционными, и внеурочной деятельностью, принявшей характер сотрудничества учителя и учащегося. Это очень скоро ощутилось и теми, и другими. Вот тогда и возникла идея организации проектной деятельности учащихся на уроках.

Конечно, все получилось не сразу. Мы активно обсуждали результаты работы школьников на педсоветах, заседаниях методических объединений. Учителя были готовы попробовать распространить метод проектов на уроки. Многие сомневались в успехе данного подхода, потому что не все темы можно изучать таким образом.

В первую очередь мы попытались организовать самостоятельную работу школьников. В основном это были краткосрочные проекты, укладывающиеся в урок.

В 2002/03 учебном году школа вошла в состав городской экспериментальной площадки «Разработка модели организации образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся». Основная идея эксперимента: пересмотреть структуру образовательного процесса с целью найти время и место для учебных мини-проектов, избежать перегрузки учащихся и сделать обучение личностно-ориентированным.

Цель эксперимента — разработка учебных и учебно-методических средств для использования проектно-исследовательской методики учения/обучения в рамках образовательного пространства школы.

Задачи экспериментальной работы:

  • изучение существующей теории и практики использования проектно-исследовательского метода;
  • разработка проектов, их внедрение в учебные планы и программы;
  • выстраивание системы учебных проектов с целью последовательного формирования и развития проектно-исследовательских навыков учащихся;
  • разработка критериев и средств оценки результативности экспериментального воздействия;
  • организация и проведение апробации новой системы обучения;
  • анализ полученных результатов апробации;
  • квалиметрические измерения эффективности полученных результатов;
  • подготовка и проведение трансляции продуктов эксперимента.

В состав учителей-экспериментаторов вошли преподаватели начальной школы, истории, математики, иностранного языка, русского языка и литературы, информатики, мировой художественной культуры.

В 2002/03 учебном году был осуществлён первый этап эксперимента, содержанием которого стали:

  • анализ учебного процесса с точки зрения современных задач образования; овладение новой методикой с целью их эффективного решения;
  • овладение методикой проведения практико-ориентированной экспериментальной работы;
  • изучение теории и практики использования метода учебных проектов в современном образовании;
  • анализ учебных планов и программ с целью выявления возможности использования элементов проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях классно-урочной предметной системы;
  • определение тем, в рамках которых можно использовать метод учебных проектов.

В течение первого года работы экспериментальной площадки учителя обучались на курсах МИОО по теме «Метод учебных проектов», организованных на базе нашей школы, а также разрабатывали уроки с использованием метода учебных проектов и готовили авторские материалы.

Понятно, что участие в такой деятельности потребовало отношения к школьнику как к субъекту образовательного процесса. В процессе этой деятельности изменяется не только ученик, но и сам учитель: он должен настроиться на сотрудничество, равноправное партнёрство. Это происходит не со всеми преподавателями и не сразу и является одной из существенных проблем в организации проектной деятельности.

В ходе экспериментальной работы высветилась ещё одна проблема: далеко не все владеют необходимыми навыками проведения исследования. Например, многие не могут чётко сформулировать проблему, определить объект и предмет исследования, сформулировать гипотезу и т. д. А как же учить этому детей? Оказалось необходимым проведение спецкурса для педагогов по методологии ведения исследования, который и был разработан. Каждое занятие предполагало небольшую практическую работу.

На второй этап работы экспериментальной площадки, рассчитанный на 2003/2004 учебный год, запланировано следующее:

  • разработка методики определения стартового уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся в реперных точках учебных проектов, встраиваемых в образовательный процесс;
  • выработка системы последовательного формирования и развития специальных, общеучебных навыков учащихся через проектно-исследовательскую деятельность;
  • разработка методики оценки приращений в формировании и развитии вышеуказанных навыков.

В ходе экспериментальной деятельности на втором этапе предполагается публикация методических описаний и апробаций разработок учителей-экспериментаторов.

Модернизация образования невозможна не только без современного технического оснащения образовательных учреждений, но и, прежде всего, без внутренней перестройки учителя. В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом.

на первую страницу | наверх

© 2002-2011 Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр". Администратор сайта : admin@researcher.ru
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Arp.site