Исследователь Исследователь

Исследователь
  
новости  |  о проекте  |  карта сайта  |  форум  |  подписка на новости
Разделы сайта

Другие материалы
ПРАКТИКА
Версия для печати

Учебно-исследовательская деятельность школьников как технология развивающего образования.


Автор:  Кропанева Галина Аркадьевна – заслуженный учитель РФ, педагог-организатор Вятской гуманитарной гимназии г. Кирова.

Введение

Вятская гуманитарная гимназия (ВГГ) – среднее общеобразовательное учреждение, реализующее образовательные программы повышенного уровня непрагматической направленности. Данное учебное заведение, одно из старейших в городе, имеет богатый опыт и традиции. В настоящее время находится в поисках наиболее адекватных времени путей развития. ВГГ является федеральной экспериментальной площадкой научно-практической лаборатории Института педагогических инноваций РАО, экспериментальной площадкой Департамента образования администрации Кировской области.

Цель эксперимента – разработка образовательной программы ВГГ. Главная идея эксперимента – создание такой модели образовательной программы инновационного среднего образовательного учреждения, в которой бы наиболее полно отразились интересы и возможности всех участников образовательного процесса. В концептуальном плане образовательный процесс рассматривается как обучение всеобщим способам деятельности, то есть оснащение ученика современными технологиями обучения. Проект «Образовательная программа ВГГ» состоит из нескольких подпрограмм, одна из которых называется «Образовательные технологии». Суть данной подпрограммы заключается в определении приоритетных технологий в образовательном процессе ВГГ.

В этой статье мы попробуем обобщить опыт Гимназии в использовании учебно-исследовательской деятельности школьников как технологии развивающего образования.

Ученик

Учитель

Педколлектив

(педсовет, кафедры, методические объединения)

Индивидуально выбирает тему

Мотивирует запрос

Определяет концептуальные идеи развития гимназии, мотивирует исследовательскую деятельность учащихся в школе

Выполняет исследование

Обучает способам исследовательской деятельности, консультирует

Планирует и организует работу учителей по педагогическому руководству учебными исследованиями школьников

Устраняет недостатки в исследовательском проекте, представляет работу

Анализирует проект, дает рекомендации

Анализирует состояние исследовательской работы учебного заведения, принимает решение

 

Системный подход в организации исследовательской деятельности школьников

Работа по формированию интеллектуальных и творческих способностей школьников может дать ощутимый результат, если она носит системный и систематический характер. В ВГГ сложилась следующая структура деятельности педагогического и ученических коллективов в организации учебных исследований школьников, которую можно представить в таблице по трем этапам процесса.

Руководство научным обществом гимназистов

Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется, главным образом, на уроках. Этому способствуют и современные интерактивные технологии, такие, как метод проектов, модульного обучения, мастерские и т.п., которые широко внедряются в практику работы ВГГ. Несмотря на это, целенаправленная работа по формированию интеллектуальных умений и навыков имеет всегда достаточный резерв. Внеурочная работа учащихся – благоприятная почва для решения этих задач. Поэтому в учебном плане Гимназии в качестве дополнительного образовательного компонента есть спецпрактикумы, спецсеминары, спецкурсы, индивидуальные и групповые консультации.

Большую роль в этом направлении играет научное общество гимназистов. В ВГГ оно существует несколько лет и называется – «Королевская гимназическая Академия наук». Некоторая претенциозность названия связана с тем, что в Гимназии ежегодно из выпускниц выбирается «королева», а при ней есть «королевский двор» и «Академия наук».

«Королевская гимназическая Академия наук» является добровольным, неполитическим, научно-творческим объединением гимназистов 5 – 11 классов, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной научной области, развивать свои интеллектуальные способности, приобретать умения и навыки учебно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности. В Академии наук существуют следующие отделения: литературное, естественнонаучное, математическое, искусствоведческое, лингвистическое, обществоведческое, в которых занимаются около ста старшеклассников.

Главным органом «Академии» является общее собрание членов, которое проводится один раз в год. Общее собрание избирает Президента «Академии», вице-президентов (руководителей отделений научного общества гимназистов), ученого секретаря. В «Положении о научном обществе гимназистов» определяются права и обязанности членов, а также «академические звания»: «почетный академик» – призерам международных предметных олимпиад, смотров и конкурсов; «академик» – призерам всероссийских, региональных, областных и городских предметных олимпиад, конкурсов, смотров; «магистр» – победителям гимназических олимпиад, смотров, конкурсов по предметам гуманитарно-эстетического цикла; «бакалавр» – победителям гимназических олимпиад, смотров, конкурсов по предметам естественно-математического цикла.

Содержание и формы работы научного общества гимназистов также определяются данным «Положением». Для учащихся преподаватели вузов читают лекции по различным отраслям знаний, проходят заседания отделений «Академии», гимназисты выполняют индивидуальные и групповые исследовательские проекты, ежегодно проводятся гимназические Академические чтения, члены научного общества гимназистов участвуют в конкурсах различного уровня. Выпускаются номера гимназической газеты «Long Live Gymnasia», посвященные работе научного общества гимназистов, издается «Вестник Королевской гимназической Академии наук».

Научное общество гимназистов – это своеобразная деловая игра для старшеклассников, которая помогает решать в Гимназии многие задачи развивающего образования:

  • повышает престиж знаний, грамотность в широком смысле слова, общую культуру гимназистов, совершенствует навыки учебной работы;
  • развивает личность ученика, формирует системность и глубину знаний, критическое мышление;
  • обогащает социальный опыт: учит деловитости, умению преодолевать трудности, достойно переживать успехи и неудачи, воспитывает уверенность в своих силах; расширяет контакты с учениками не только своей, но и других школ города и страны, а при использовании Интернета – с другими странами, учит взаимодействовать с учителями и учеными.

Критерием успешности деятельности научного общества гимназистов, на наш взгляд, является самоощущение ученика, комфортность пребывания в школе, в которой ему помогают самореализоваться.

Руководство учебными исследованиями гимназистов

Ключевое место в работе научного общества гимназистов занимают исследовательские проекты старшеклассников, которые выполняются под руководством учителей и специалистов из разных областей науки. Кратко опишем опыт руководства данными проектами.

Мотивация

Работа начинается с выявления учащихся, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью. Большую роль в этом играют учителя-предметники и родители, которые лучше, чем кто-либо, знают возможности и стремления учащихся и могут помочь им советом и делом.

На следующем этапе определяются конкретные проекты, подбираются руководители работ, которыми выступают учителя Гимназии, а в качестве научных консультантов – преподаватели вузов города.

Для успешности реализации исследовательских проектов важно на это мотивировать как учащихся, так и учителей. С этой целью в Гимназии широко пропагандируются работа научного общества гимназистов, успехи гимназистов в учении, их победы на олимпиадах и конкурсах.

На основе анализа деятельности научного общества гимназистов были выявлены следующие мотивы учащихся заняться исследовательской работой: интерес к предмету; желание углубить свои знания, расширить кругозор; связь с будущей профессией; удовлетворение процессом работы; желание самоутвердиться; получить награду на конкурсе; поступить в вуз; и другие.

Учителя свое согласие осуществлять руководство исследовательскими проектами мотивировали следующим: желанием повысить свою профессиональную компетентность; лучше узнать своих учеников; углубить знания учащихся в своем предмете, сформировать позитивное отношение к нему; научить школьников способам учебной деятельности как основе их успешности в дальнейшей учебе; получить более высокую категорию.

Обучение приемам исследования

Исследовательские проекты – довольно сложный вид деятельности как для школьников, так и для тех, кто руководит ими.

В Гимназии для старшеклассников разработан спецкурс «Учебное исследование», рассчитанный на 36 часов, который является составной частью дополнительного образовательного компонента в учебном плане 9–11 классов. На спецкурсе занимаются учащиеся, изъявившие желание работать над исследовательским проектом, поэтому группы формируются разновозрастные, из 9–11 классов. В зависимости от подготовки учеников программа спецкурса может сокращаться или увеличиваться, а также может меняться количество времени на отдельные виды работ. На занятиях раскрывается алгоритм научного способа познания, дается отличие учебного исследования от научной работы, а также творческой работы в форме реферата. Учащиеся знакомятся с научной терминологией, видами научных источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и критериями оценки проекта. Учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал, проводить эксперимент, писать научную статью, доклад, тезисы, аннотации, выступать с докладом и оппонировать. Каждое занятие в спецкурсе состоит из трех частей: теория, практическая работа, индивидуальная консультация. Домашняя работа предполагает применение знаний, полученных в спецкурсе, при выполнении конкретного исследовательского проекта.

Кроме спецкурса в помощь учащимся на страницах гимназической газеты «Long Live Gymnasia» печатаются материалы: «Пытливым умам на заметку», «Словарь юного исследователя», а также наиболее интересные работы молодых исследователей и отзывы на них. Учащиеся получают справочные материалы: «Типовая структура исследовательской работы», «Как выступить с докладом», «Как написать аннотацию», «Как выступить с оппонированием».

Учителя, руководители исследовательских работ также получают методическую помощь. Для них проводятся спецсеминар «Руководство учебным исследованием гимназистов», индивидуальные консультации.

Подбор научных консультантов сопряжен с определенными проблемами: часть преподавателей вузов считает такую работу в школах преждевременной или, наоборот, предъявляет к ученическим работам требования, как к научному исследованию. На педагогическом консилиуме координируются задачи учителей и ученых по педагогическому руководству учебными исследованиями.

Администрация Гимназии, чтобы обеспечить возможность старшеклассников работать с научными источниками, подписывает договоры с музеями, научными библиотеками, архивами.

Выбор темы проекта

Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы, хотя ее формулировка рождается не сразу. От чего зависит выбор темы? Практика показывает, что это связано с тем, что наиболее интересно ученику, или с тем, что у него есть подходящий материал для исследования. Иногда тема выбирается по совету учителей или родителей. Выбор темы исследования – непростой момент. Иногда ученики предлагают темы, которые им явно не по силам. Зачастую темы носят реферативный характер. А бывает, что тема интересная, но нет достаточного материала для исследования. И здесь ученику нужна консультация педагога.

Анализ тем исследовательских работ, выполненных гимназистами показывает, что круг их интересов весьма широк: это литературоведение, история, краеведение, лингвистика, этнография, ономастика, искусствознание, биология, химия, информатика, социология, история религии и др. Многие темы носят интегративный характер: история литературы, история искусствознания, биология и химия и т.д. Так, например, работа «Фамилия «Уваров» в контексте истории и культуры России и Вятского края» вобрала в себя материалы по ономастике, лингвистике, истории, культурологии, географии, краеведению. Немало работ связано с историей гимназии: «Исторические окрестности ВГГ», «Из истории эвакогоспиталя 1322» (филиал его находился в здании школы), «Труд детей в военное время (на примере истории школы № 29)» и другие. Большой интерес гимназисты проявляют к истории повседневности – перспективному и актуальному направлению современных исторических исследований. Например, «Мир бабушкиного детства», «Фамилия «Метелев» в антропонимическом и генеалогическом аспектах», «История русистки в Кабуле» и другие. Иногда темы носят прикладной характер, например, «Автоматизированная система документооборота школы».

Планирование и организация работы над проектом

Успех деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Под руководством учителя составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения. В ходе работы многое представляет для учащихся значительные трудности:

  • выявление проблемы исследования;
  • постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;
  • правильный выбор методики исследования, проведение эксперимента;
  • отбор и структурирование материала;
  • соответствие собранного материала теме и целям исследования.

Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путем научного познания, усвоить его алгоритм.

Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта (предварительном, уточняющем и, наконец, окончательном).

Формы представления проектов

Исследовательские проекты представляются авторами в разной форме, в зависимости от целей и содержания: это может быть полный текст учебного исследования; научная статья (описание хода работы); план исследования, тезисы, доклад (т.е. текст для устного выступления), стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций); реферат проблемного характера, компьютерная программа, прибор с описанием его действия, видео- и аудиоматериалы.

К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, сносок, оформление приложений. Во введении четко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. Выводы должны быть краткими и четкими, соответствовать целям, задачам, гипотезе исследования.

Уровни представления проектов

Выполненные работы рецензируются учителями, научными консультантами и представляются на различных уровнях. Часть из них заслушивается на кафедрах и методических объединениях, где ученик может получить дельный совет и критические замечания для улучшения работы. Учащиеся выступают со своими исследованиями на уроках, классных часах, конференциях. Гимназисты также участвуют в различных конкурсах школьных исследовательских работ, добиваясь на них успехов.

В гимназии ежегодно проводятся «Гимназические академические чтения», которые организуются отделениями научного общества гимназистов, вызывая интерес учащихся разных возрастов, учителей, родителей. Год от года увеличивается количество участников и разнообразие тем исследований.

Гимназисты участвуют в городских и областных краеведческих конференциях «Отчий дом» и представляют свои работы в различных номинациях: «Моя родословная», «Культурное наследие», «Военная история», «Литературное краеведение», «Летопись родного края», «Экономическое развитие Кировской области» и других.

В течение нескольких лет Гимназия принимает участие в Российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее»: в региональном конгрессе молодых исследователей, всероссийской конференции с международным участием, а также в Российской молодежной научной и инженерной выставке «Шаг в будущее» (национальном соревновании молодых ученых Европейского Союза).

Кроме того, гимназисты принимают активное участие в следующих всероссийских и международных конкурсах:

  • «Человек в истории – XX век» (конкурс организует Международное историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал», Российская академия образования, Российский государственный гуманитарный университет при содействии фонда Форда США);
  • «Прошлое России в истории моей семьи», «Ребенок и история: облики детства» (европейские конкурсы, организуются газетой «Первое сентября», Государственной публичной библиотекой, при поддержке германского фонда Кербера);
  • Всероссийский конкурс «К 2000-летию христианства»;
  • Всероссийский открытый конкурс исследовательских работ учащихся им. В.И. Вернадского;
  • Всероссийский конкурс «Первые шаги», объявленный Министерством образования.

Авторы некоторых работ приглашаются на «взрослые» конференции: «Трифоновские чтения», «Христианство на Вятской земле», «55-летие Победы».

Формы проведения конкурсов самые разные: заочные, очные, очно-заочные. На одних конкурсах авторы работ выступают с докладами и отвечают на вопросы оппонентов; на других (например, исторических) авторам приходится защищать работу в необычной форме: объяснить противоречия или историческую ошибку, допущенную в работе. Иногда защита идет в форме диалога эксперта и автора работы. Большое распространение получили стендовые доклады, являясь принятой в международной практике формой представления результатов научных исследований. Написание, графическое изображение и монтаж являются необходимым профессиональным навыком специалиста, ведущего исследовательскую работу в любом направлении.

Стимулирование учебного исследования

Администрация Гимназии придает большое значение стимулированию учебно-исследовательской деятельности. Учащиеся получают моральное и материальное поощрение за успехи в выполнении работ: награждаются грамотами, подарками, получают именные премии; в Гимназии учреждена медаль «Наследник Леонардо да Винчи», которой награждаются гимназисты, достигшие успехов в изучении нескольких предметов.

Ежегодно в Гимназии проводится праздник «Умники и умницы», на котором оглашается присвоение почетных званий «Королевской гимназической академии наук», вручаются награды. «Королева» Гимназии выступает с приветственной речью. Талантливых молодых исследователей знает вся Гимназия. Так формируется интеллектуальная элита Гимназии и поддерживается культ знаний.

Лучшие работы гимназистов публикуются в сборнике «Вестник Королевской гимназической академии наук», в региональных и всероссийских сборниках трудов молодых ученых.

Учителя также поощряются за педагогическое руководство исследованиями гимназистов через систему доплат, денежных премий, а также при аттестации на квалификационные категории.

Результативность работы в технологии учебного исследования

Анализируя результативность работы Гимназии в технологии учебного исследования, можно сделать следующие выводы:

  • усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
  • значительно расширяется кругозор гимназистов в предметных областях;
  • вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
  • формирует социальный опыт в труде и общении;
  • способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, преподавателями институтов, родителями учащихся.

Наиболее перспективной для дальнейшего развития является та система, которая сама проявляет способность развивать себя. Чтобы реализовать это на практике, необходимо найти способы такого саморазвития, исходя из конкретных особенностей образовательного учреждения.

В ВГГ одним из таких способов является организация учебно-исследовательской деятельности, которую в этом случае можно рассматривать как образовательную технологию, отвечающую современным требованиям развивающего обучения.

на первую страницу | наверх

© 2002-2011 Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр". Администратор сайта : admin@researcher.ru
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Arp.site